7.2 Модуль 2. Комплексное моделирование безопасного поведения на дорогах

7.2.1 Занятие N° 4 «Мы на улицах города»

Сценарный план занятия

Цель: сформировать у детей устойшанавна и об осковных правилах безопасного повелоун ии.

дорогах и навыки следования тити привые знания об основных правилах о транспортной ситуации.

• Задачи:

4 Холубить знания о назначении наземного регулируемого и нерегулируемого пешеходного пере-

Углубить знания о назначении пешеходного светофора и его сигналов.

Сформировать навык безопасного перехода дороги в сопровождении варослого на регулируе-

Развить навык возолых пошеходных переходах, чувоу вялом с проважей частью в сопровожде-

мых и нерегулируемых пешеходных переходах.

нии взрослого.

А Углубить знания о свеговоззращающих олемектах на одежде, представление о необходимости и важности их использования.

4 Развить навык ориентации в дорожно-транспортной ситуации и распознавания дорожных знаков для пешеходов при передвижении по дороге и при моделировании маршрута от детского са-Наглядно продемонстрировать алгоритмы безопасного поведения, следуя которым можно избежать дорожных ловушек; сформировать навыки использования данных алгоритмов в ситуации опасности на дорогах.

Время проведения: 40-60 минут.

Целевая аудитория: дети дошкольного возраста (старшей и подготовительной группы дошкольной образовательной организации).

Количество участников: 25-30 человек, но, если есть возможность, рекомендуется поделить детей на 2 подгруппы по 15 человек и провести для каждой подгруппы отдельное занятие.

Требования к месту проведения: занятие проводится на улице. Маршрут прогулки должен быть составлен на оснований паспорта дорожной безопасности образовательной организации.

Ответственный: воспитатель.

Ожидаемые качественные результаты:

^ сформировано более осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности

окружающих;

А сформировано углубленное знание и понимание отличий между регулируемыми и нерегулируе-мыми пешехс дными переходами;

А сформировано углубленное знание о назначении пешеходного светофора;
 

Вводная часть
Педагог сообщает детям, что занятие будет проходить на улице, просит их одеться. После того как все выйдут на улицу, проводится инструктаж по правилам поведения во время прогулки.
Ребята, сегодня в нашей академии на втором этаже знаменательное собы-тие! Поскольку мы все уже грамотные пешеходы, Робокар Поли отправляет нас

патрулировать улицу. Наша задача будет пройти по определенному маршруту и собрать информацию о дорожных знаках на этом маршруте, заметить и запомнить места, где есть дорожные ловушки, запомнить, по каким пешеходным переходам мы будем переходить дорогу. Когда мы верне поко когунки, То обязательно все это отметим на специальном маршрутном листе. Сейчас мы друж-но пойдем одеваться, во дворе я расскажу вам, что делать дальше.

Инструктаж по правилам поведения на улице

Педагог сообщает детям о том, что во время прогулки они будут двигаться парами в колонне, что идти нужно будет спокойным шагом, не обгонять и не отставать. Необходимо также рассказать, что во время прогулки будут остановки для обсуждения наблюдений по теме занятия? Нужно также напомнить детям о необходимости надеть световозвращающий жилет.

- Я вижу, что все готовы отправиться на прогулку. Все правильно оделись?

Все ли готовы, посмотрите внимательно друг на друга?

Кто считает, что мы готовы идти на улицу, поднимите руки. А кто считает, что мы еще не готовы?

ДРУ уМПОФлАє ОНЖГ

Дети поднимают руки, педагог спрашивает нескольких детей из одной и другой группы, почему они считают, что группа готова/не готова идти:

Возможно, кто-то из детей заметит, что не Все надели специальные жилеты со световозвращающими элементами.

2035a0 129

кТОН

- Правильно ответили те, кто считают, что мы еще не готовы идти на улицу, потому что мы не надели специальные жилеты.

Педагог раздает жилеты детям.

RUSC

- Кто скажет, зачем они нужны?

Правильно, они делают нас заметными для водителей. Когда мы идем органи-зованной группой на прогулку, мы обязаны надевать именно жилеты, этого требуют правила техники безопасности.

А еще все инспекторы дорожного движения носят одежду со световозвраща-ющими элементами.

А мы же с вами тоже будущие инспекторы, правда?

Послушайте, пожалуйста, внимательно несколько правил.

Мы идем с вами колонной по два человека. Возьмите друг друга за руки.

Педагог помогает детям построиться.

Идти нужно спокойным шагом, не обгонять меня и друг друга, но и не вать. За отстающими будет следить (ФИО помощника воспитателя).

Во время прогулки мы сделаем несколько остановок для в уждения наших наблюдений.

Все запомнили правила? Тогда отправляемся патрулировать улицу.

Начало маршрута

Последовательность выполнения заданий у групп из разных образователь-ных организаций может отличаться в зависимости от удаленности детского сада от проезжей части. В сценарии предлагается определенная логи-ка, которую педагог может адаптировать под конкретный маршрут.

Первое задание

Педагог помогает детям вспомнить тему дорожных ловушек. С этой темы следует начинать особенно в тех детских садах, которые расположены в жилых дворах, где есть арки, припаркованы автомобили, есть мусорные контейнеры рядом с дорогой.

Примечания/ Материалы

В безопасном для детей месте педагог предлагает ребятам осмотреться, назвать все дорожные ловушки и спланировать дальнейшие действия.

Затем следует обсудить с детьми, что нужно делать, чтобы в эти ловушки не попасть, и продолжить маршрут.

Во время остановки рекомендуется вести фото- и видеосьемку.

- Ребята, давайте остановимся здесь.

Дети встают вокруг педагога.

- Сразу как только мы вышли из детского сада, улица начинает проверять наши знания безопасности дорожного движения. Здесь, во дворе, есть дорожные ловушки, давайте найдем их и назовем.

Дети называют ловушки, которые они видят с того места, где стоят. Если они не замечают чего-то, педагог предлагает им посмотреть на арку или припаркованную машину, иные ловушки..

Спрашивает, почему это может быть опасно. Напоминает, что нужно быть очень внимательным на улице и замечать скрытые угрозы.

- Вы молодцы, все ловушки нашли, а что же нам делать, так и стоять теперь на этом месте или идти обратно в детский сад?

Конечно же нет, ловушки нам не страшны, если мы будем внимательными.

Что мы сделаем, прежде чем пойдем мимо арки, припаркованной машины?

Правильно, остановимся, прислушаемся, выглянем и посмотрим по сторонам, если нет машины, пойдем дальше.

Сейчас строимся парами и идем за мной.

Педагог ведет группу дальше и демонстрирует безопасное поведение. Оста-навливается, проверят наличие/отсутствие машин.

Таких остановок для обсуждения опасных дорожных ситуаций на маршруте может быть несколько.

Прогулка по тротуару

Следующий этап прогулки посвящен изучению дорожных знаков. Важно, чтобы у детей была возможность увидеть разнообразные знаки, поэтому часть пути должна проходить вдоль проезжей части.

Дети могут увидеть дорожные знаки, предназначенные для водителей. Кто-то из детей может знать некоторые из таких знаков или спросить, что это за знаки. Воспитатель может ответить на вопросы детей, но важно, чтобы дети находили те дорожные знаки, которые они изучали на занятиях.

- Ребята, сейчас мы с вами пойдем мимо проезжей части, и нам нужно будет найти дорожные знаки, которые установлены специально для пешеходов. Мы изучали такие знаки, давайте их назовем.

Дети называют знаки, которые встречают. Это могут быть знаки «Пешеход-ный переход» (наземный, надземный, подземный), «Велопешеходная до рожка», «Движение пешеходов запрещено», «Движение велосипедистов запрещено», «Автобусная остановка», «Пешеходная дорожка».

- Да, все верно, правильно перечислили. Поэтому смотрите внимательно. Поз-же мы с вами обсудим, какие дорожные знаки вы заметили.

Если известные детям дорожные знаки будут встречаться редко, то можно построить обсуждение следующим образом. Еще раз сделать акцент на том, что места, предназначенные для пешеходов, велосипедистов, пассажиров общественного транспорта, всегда отмечены соответствующими дорожными знаками. Если таких энаков нет, значит, участок дороги пред-

•назначен только для проезда автомобилей. Находиться на проезжей части на данном участке пешеходу категорически запрещено, поэтому идти по тротуару вдоль дороги нужно до тех пор, пока не дойдешь до пешеход-ного перехода, несмотря на то что другой маршрут может показаться короче и быстрее.

Если дорожные знаки встретятся на пути, то необходимо будет найти безо-пасное место для остановки группы для обсуждения.

- Ребята, мы с вами прошли большую часть нашего маршрута и дошли до пе-шеходного перехода. Ура!

Скоро мы будем переходить дорогу.

А как мы узнали, что здесь есть пешеходный переход?

Правильно, здесь есть разметка «зебра» и знак «Наземный пешеходный пере-ход».

А какие еще знакомые вам знаки дорожного движения вы заметили, пока шли?

Здорово, вы очень внимательные!

5 минут

Переход проезжей части

Желательно, чтобы во время прогулки представилась возможность перейти по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.

Прежде чем переходить дорогу, педагог еще раз напоминает группе соот-ветствующие правила для регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов в зависимости от того, какой переход перед группой.

Ребята, давайте посмотрим на дорогу, какой пешеходный переход перед на-ми: регулируемый или нерегулируемый?

Да, регулируемый, потому что есть светофор (нерегулируемый, потому что нет светофора),

Давайте вспомним правила перехода через дорогу.

Дети отвечают, воспитатель резюмирует.

Педагогу важно четко повторить алгоритм перехода через дорогу так, как его изучали дети во втором модуле первого года образовательного курса.

- Отлично, все готовы,

Группа переходит через дорогу согласно алгоритму, который только что по-

•вторили, а также согласно Правилам безопасного передвижения детей ор-ганизованной пешей группой (обязательный документ, имеющийся в ДОО).*

* Подробно обо всех правилах и предписаниях безопасного движения детей в органи-зованной колонне читайте в четвертой главе методического пособия.

Обратная дорога

Вернуться в детский сад можно по тому же маршруту в обратном направлений или по новому для детей маршруту. Педагог решает самостоятель-но, как он построит маршрут, исходя из соображений безопасности, дли-тельности маршрута и времени, отведенного на прогулку.

На обратном пути необходимо снова обсудить с детьми правила безопас-ного поведения на дорогах, особенно если этот путь отличается от того, по которому шли первоначально.

Задание в группе

После возвращения с прогулки дети раздеваются, проходят в группу и садятся за столы. Эту часть занятия можно перенести на время после тихого часа, но важно провести ее в тот же день. Педагог раздает принадлежности для рисования и говорит детям, что теперь они будут создавать маршрутный лист их прогулки, для чего каждый может выбрать себе тему рисунка: дорожные знаки, сюжет дорожной ситуации, дорожную ловушку, пешеходный переход - то, что больше всего запомнилось на прогулке.

- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня видели на прогулке, что вам больше всего запомнилось?

Здорово, какая увлекательная и познавательная получилась прогулка, правда?

Предлагаю запечатлеть сегодняшний день на бумаге при помощи красок/ка-рандашей..

Нарисуйте, пожалуйста, то, что вам запомнилось больше всего: как мы искали дорожные ловушки, считали знаки дорожного движения, как мы переходили дорогу. Выберите что-то одно и нарисуйте.

Работы детей и фотографий с прогулки оформляются педагогом в виде вы-ставки.

Педагог напоминает ребятам, что в конце обучения на каждом этаже академии самые активные ребята получают наклейки.

На этот раз педагог предлагает ребятам самим решить, кто по результатам сегодняшней прогулки по городу (поселку) заслуживает наклейки в большей степени и почему.

Дети высказывают мнения.

Таким образом, может быть заложена еще одна традиция для всех после-дующих занятий, если дети справляются с поставленной задачей.

Педагог раздает наклейки, дети приклеивают их на игровой плакат.

В завершение занятия по традиции дети соединяют руки ладонями вниз, читают стишок и перемещают многоразовую наклейку с Кевином и Сьюзи

'на этаж выше. Кричат «ура!»,